Уровень достижений личности - это сложность заданий (жизненная 'планка'), которые ставит перед собой личность. Он определяется: целью, о
Загрузка...
Тема:

Психология личности

Самооценка личности

Уровень достижений личности — это сложность заданий (жизненная «планка»), которые ставит перед собой личность.

Он определяется: целью, осуществления которой хочет человек (лёгкая, такая, что отвечает возможнос­тям личности, высокая); духовными потребностями и социальными запросами; тем, какие успехи (или неудачи) предвидит человек на пути к цели; оценкой прошлых успехов. Особенно тесно связан уровень достижений с самооценкой.

Самооценка личности — это оценивание личностью себя, своих возможнос­тей, качеств и своего места среди других людей.

Самооценка всегда имеет эмоцио­нальный компонент для каждого человека. С эмоциями связаны, например, такие формы самооценки, как самолюбие, самовосхваление, скромность, само­унижение, чувство собственного достоинства, напыщенность и т. п. Эмоциями проявляется отношение человека к себе и окружающим. С волевыми качества­ми человека связаны такие компоненты самооценки, как сдержанность, само­обладание, самоконтроль, самодисциплина, инициативность.

Рис. 223. Завышенная самооценка формируется под воздействием окружения

Самооценка охватывает: мнение о себе (я — добрый; я — мужественный; я — трус; я — лентяй; я уверен в своих силах); отношение к своим реальным возможностям (математика — важная наука, но я не имею математических способностей; меня очень интересует биология); оценку своей активности и работоспособности (имею большое желание учиться и поэтому старательно выполняю домашние задания, работаю на уроках); оценку своих волевых качеств (имею большую настойчивость и выдержку); оценку своих деловых качеств, умение ставить перед собой цель и достигать её, видеть свои перспек­тивы (умею сосредоточиваться на работе, начав дело, всегда успешно его заканчиваю). Безусловно, каждая самооценка является личностной, или субъективной, но у образованного, воспитанного человека она приближается к объективной, то есть такой, как её определяют другие люди, о чём свиде­тельствуют действия и поступки этой личности. Объективную самооценку ещё называют соответствующей (или адекватной, с латин. ровный, соот­ветствующий, тождественный).

Загрузка...
Рис. 224. Самый эффективный спо­соб учёбы и воспитания — личный пример

Необъективная, или неадекватная, самооценка всегда вредит человеку, ме­шает его саморазвитию и самовоспитанию, приводит к конфликтам. Она бывает заниженной и завышенной. Заниженная самооценка в одних случаях делает че­ловека робким, неуверенным в своих возможностях. В результате этого он, не ви­дя широких перспектив, занижает свою жизненную «планку», то есть ориентиру­ется на слишком низкие цели, не саморазвивается, уменьшает свою активность (у меня все равно ничего не получится), становится завистливым или агрессивным. Излишне низкая самооценка формирует комплекс неполноценности, который проявляется стойкой неуверенностью в себе, отказом от любой инициативы и ак­тивности, безразличием к себе, своей судьбе, самоунижением. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Завышенная самооценка случается намного реже, чем заниженная (рис. 223). При этом человек с высокими требо­ваниями склонен завышать свои воз­можности и качества, не имея на это оснований (например, он не имеет соот­ветствующих способностей или слишком мало работает). Когда такой человек в реальной жизни не видит подтвержде­ний своим претензиям, испытывает неу­дачи, которые подвергают сомнению его высокую самооценку, у него возникает потребность защитить своё высокое мнение о себе. Из-за этого такой чело­век начинает неадекватно восприни­мать реалии жизни, обвинять в своих неудачах обстоятельства, других людей, озлобляется, становится подозритель­ным, замыкается в себе, избегает обще­ния с окружающими. Следовательно, завышенная необъективная самооценка также не даёт человеку возможности самоусовершенствоваться, становясь пре­пятствием на его жизненном пути.

Развитие личности — краеугольный камень в системе образования и воспи­тания каждого человека. Учёба и труд на протяжении всей жизни будут ус­пешными, если человек развивается как личность, владеет объективной по­ложительной самооценкой, чувством собственного достоинства (рис. 224).

Вопросы по этому материалу:
  • Что такое уровень достижений личности и чем он определяется?

  • Почему самооценка всегда имеет эмоциональный компонент и связана с лич­ностными качествами человека?

  • Обоснуйте виды необъективной самооценки.

  • Почему виды необъективной самооценки являются тормозами на пути к успешной жизни человека?

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Осознанные мотивы деятельности (интересы, убеждения и идеалы) Личность -