Деятельность человека, в отличие от животных, - явление не только биологическое, но и социальное, сформированное на протяжении тысячелетий в процессе
Загрузка...
Тема:

Поведение человека

Деятельность человека

Деятельность человека, в отличие от животных, — явление не только биологическое, но и социальное, сформированное на протяжении тысячелетий в процессе труда, дало возможность человеку не только приспособиться к ус­ловиям окружающей среды, но и изменять её себе на пользу, действуя при этом осознанно и целеустремлённо. В структуре каждого вида деятельности человека важны такие компоненты: цель, мотив деятельности, соответствие цели условиям её достижения, результат действия.

Цель деятельности — это то, чего человек стремится достичь в результате действия, например научиться игре на фортепиано, кататься на коньках, овла­деть компьютерной техникой и т. п.

Если человек не поставит себе цель — его деятель­ность будет неэффективной.

Рис. 201. Деятельность порождает новые воз­можности. На рисунке проиллюстри­рована известная притча о двух мышках, которые упа­ли в банку со сметаной. Одна, слабовольная, не боролась за жизнь и быс­тро утонула. А другая — энергичная и волевая, что­бы спастись, делала и хвостиком, и лапками столько движений, что сбила сметану в масло, выбралась из банки да ещё и вкусно поела

Чтобы достичь цели своей деятельности, человеку приходится прилагать физические усилия, применять ум, проявлять эмоции, напрягать волю. Чем более привлекательной и более отдалённой является цель, тем больше нужно работать, учиться и прилагать волевых усилий для её осуществления. Большая цель развивает человека как личность, отвлекает от всего незначительного или вредного (курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр.). Подчеркивая её значение, И. Павлов назвал её рефлексом цели. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Загрузка...

Мотив деятельности может вызываться потребностью или интересом. Они придают содержания и значимости поставленной цели, являются вроде бы её движущей силой. Мотивы деятельности могут быть материального (потребность в пище, тепле, жилье, одежде и т. п.) и духовного, культурного, морально­го характера (желание познать что-то новое, кому-то помочь, сделать что-то важное для людей и пр.). Цель и мотив определяют содержание, способы и сроки выполнения деятельности (рис. 201). Однако, с другой стороны, и это очень важно помнить, — дея­тельность сама по себе рождает и развивает новые цели и возможности, потребности и интересы, формирует новые идеалы и запросы.

Без деятельности не обра­зуются новые условные рефлексы, тормозятся и исчезают имеющиеся, благодаря чему имеет место деградация личности (с латин. уменьшение), что со­провождается слабоволием, примитивным воспри­ятием мира и собственной жизни, снижением уровня культуры, позорным поведением, склон­ностью к злоупотреблениям.

Вопросы по этому материалу:
  • Почему деятельность человека можно рассматривать не только как биологическое, а прежде всего как социаль­ное явление?

  • Назовите составляющие каждого вида деятельности.

  • Почему для каждого человека очень важно поставить цель деятельнос­ти?

  • Почему деятельность (учёба, труд) без цели не эффективна?

  • Приведите примеры и прокомментируйте образ жизни людей, которые имеют цель жизни и которые её не имеют.

  • Почему мотив, как и цель, являются движущими силами деятельности?

  • Почему каждому человеку важно сравнивать цель с условиями её выполнения?

  • Почему для каждого человека важен ре­зультат его деятельности?

  • Какое значение для человека имеют положительный или отрицательный результаты деятельности?

  • Какое значение для деятельности человека имеет его воля?

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Врожденное и приобретенное поведение Поведение человека Индивидуальное поведение человека