С III в. н. э. начался алхимический период в истории химии. В напрасных поисках так называемого Философского камня, который якобы превращает металлы в
Загрузка...
Тема:

История химии

Важнейшие этапы развития химии

С III в. н. э. начался алхимический период в истории хи­мии. В напрасных поисках так называемого Философского камня, который якобы превращает металлы в золото, заро­дилась экспериментальная химия. Углубились и расшири­лись знания о веществах и химических процессах.

В 641 г. н. э. в Египет вторглись арабы и вскоре покорили всю страну. Благодаря им египетское «хеми» трансформиро­валось в слово «аль-химия», которое позднее позаимствовали европейцы. Так в европейских языках возникли термины «алхимия» и «алхимик».

Каждый раз алхимики с удивлением и мистическим ужа­сом наблюдали образование белого дыма при смешивании двух едких бесцветных газов — аммиака и хлороводорода. Они считали, что в воздухе встречаются два «духа». А бой между ними заканчивается пролитием их «крови» — образо­ванием белого дыма и налета на окружающих предметах.

В 1673 году английский физик и химик Роберт Бойль (рис. 3.3) наблюдал и описал, как над горящим сухим наво­зом «дымится» палочка, смоченная соляной (хлороводород­ной) кислотой. «Дым» был результатом образования мелких кристалликов нашатыря (хлорида аммония).

Работы Бойля имели большое значение для становления химии как науки. В книге «Химик-скептик» он сформули­ровал основную задачу химии — исследование состава раз­ных физических тел, поиск новых химических элементов.

В этот период (XVII—XVIII вв.) расширились практические знания о веществах. В исследованиях использовали экспе­риментальный метод.

Рис. 3.3. 1. Бойль Роберт (1627—1691) — английский химик, основатель аналитической химии. Главную задачу химии видел в изучении соста­ва веществ и зависимости свойств вещества от его состава. Он в значи­тельной мере изменил содержание понятия «элемент» в химии, был сторонником атомизма. 2. Шталь Георг Эрнст (1660—1734) — немецкий химик, создатель теории Флогистона
Рис. 3.4. 1. Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794) — французский химик. Автор кислородной теории горения, один из авторов новой химичес­кой номенклатуры. Открыл закон сохранения массы, предложил пер­вый перечень химических элементов. Автор учебника «Элементарный курс химии». 2. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — рус­ский ученый-энциклопедист. Основатель Московского университета. Разрабатывал атомистическую теорию, открыл (но не обнародовал) закон сохранения массы. Ввел в химию использование методов количественного анализа

Первой (хотя и ошибочной) теорией научной химии была предложенная Георгом Шталем (рис. 3.3, 2) теория флогис­тона (XVIII в.). Ученые считали, что во всех способных го­реть веществах содержится особая невесомая субстанция — флогистон (теплород). И что именно флогистон выделяется из веществ во время горения. Флогистонная теория была главным условием и движущей силой развития учения об элементах. Она способствовала полному освобождению хи­мии от алхимии. Именно во время почти столетнего господ­ства флогистонной теории завершилось начатое Бойлем превращение алхимии в химию.

Загрузка...

К концу XVIII в. в химии был накоплен большой объем экспериментальных данных, которые необходимо было сис­тематизировать в рамках единой теории. Создателями такой теории стали французский химик Антуан Лоран Лавуазье и русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (рис. 3.4). Они применяли точные измерения при изучении химических реакций. Это позволило опровергнуть теорию флогистона, выявить суть процессов горения и дыхания, сформулировать закон сохранения массы.

Рис. 3.5. Дальтон Джон (1766-1844) — англий­ский физик и химик. Создал атомно-молеку— лярную теорию, ввел понятие атомной массы и провел первые определе­ния атомных масс

Блестящие успехи количественных методов исследования веществ привели к фундаментальным изменениям в химии.

Английский химик Джон Дальтон (рис. 3.5) экспериментально подтвер­дил атомистическую теорию. Период количественных законов (атомно-мо­лекулярной теории) продолжался с 1789 по 1860 г.

С первой половины XIX в. химия начала стремительно развиваться. С увеличением объема знаний о ве­ществах и их свойствах выделились ее определенные области.

На современном этапе развития ес­тественных наук (с XX в.) появились принципиально новые физические методы исследования. Это предоста­вило химикам невиданные прежде возможности для изучения веществ. Материал с сайта http://worldofschool.ru

В нынешнем XXI в. триумфальное шествие химии продолжается. Ее наи­высшая цель — удовлетворять потреб­ности каждого человека и всего общества.

Следует помнить, что любые сегодняш­ние успехи прикладной химии основаны на достижениях хи­мической науки. А потому фундаментальные исследования — «знания ради знаний» — особенно ценны для человечества.

Истоки химических знаний — в старинных ремеслах и философских представлениях Древнего мира.

Происхождение слова «химия» не имеет однозначного толкования. Тем не менее, так или иначе, оно было связа­но с веществами и их переработкой для потребностей че­ловека.

До III в. н. э. длился доалхимический этап развития химии. Теоретические и практические знания о вещест­вах развивались относительно независимо друг от друга. В течение алхимического периода (III-XVI вв.) зароди­лась экспериментальная химия, накопились знания о ве­ществах.

С XVII в. началось становление химии как науки. Современный этап развития химии берет начало в XX в. и длится до наших дней.

На этой странице материал по темам:
  • Доалхимический период развития химии

  • Реферат бойль роберт

  • Шпаргалки по истории химии краткие

  • Этапы развития физической химии в годы жизни ломоносова

Вопросы по этому материалу:
  • Назови истоки химических знаний. Объясни происхождение слова «химия».

  • Опиши важнейшие этапы развития химии.

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- История химии Из истории науки об измерениях