После смерти императора Петра I в 1725 г. началась беспощадная борьба за обладание российской короной. Эпоха дворцовых переворотов сопровождалась интр
Загрузка...
Раздел:

Россия в 18 веке

Правление Екатерины II

После смерти императора Петра I в 1725 г. началась беспощадная борьба за обладание российской коро­ной. Эпоха дворцовых переворотов сопровождалась интригами и мяте­жами. В течение 37 лет престол принадлежал преимущественно жен­щинам и детям. При их правлении огромную роль играли фавориты. Примером этому может быть правление дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741-1761). Она не отягощала себя государственными дела­ми и передоверила их фаворитам — братьям Разумовским, Шуваловым и Воронцовым. На смену иностранцам пришли российские вельможи, расширившие привилегии дворянства: только ему разрешалось владеть землей и крестьянами. Были созданы условия для развития промыш­ленности и торговли, науки и культуры.

Российский трон Елизавета завещала своему племяннику Петру III, который вырос в Германии и не любил чужую для него Россию. Менее чем через год во вре­мя очередного государственного перево­рота Петра III убили. На престол взошла его жена Екатерина II (1762-1796) — дочь мелкого владетеля одного из немецких княжеств, участница заговора против своего мужа.

Образцом Екатерина считала царя-реформатора Петра I. Но, в отличие от него, Екатерина имела программу преоб­разований и в течение своего продолжи­тельного правления стремилась вопло­щать ее в жизнь. Императрица проявила ум и способности незаурядного государ­ственного деятеля. Она переписывалась с Вольтером и его единомышленниками, советовалась с ними о государ­ственных делах и проводила политику просвещенного абсолютизма.

Одной из первых реформ стал раздел Сената на департаменты. Это улучшило управление страной, но лишило Сенат законодательной власти, которая перешла к императрице. В 1764 г. было отменено гет­манство в Украине. Екатерина ликвидировала автономию Украины, утверждая, что вся страна должна иметь единое управление. Царица также секуляризовала церковное имущество, которое в результате реформы перешло к государству, и ввела веротерпимость.

Геф Христофор Гроот. Елизавета Петровна
Иоганн Баптист Лампи Старший. Екатерина II

Восстание 1773-1775 гг. под предводительством донского казака Емельяна Пугачева продемонстрировало глубокие противоречия в россий­ском обществе. Пугачёвщина заставила Екатерину II провести реформы, направ­ленные на укрепление системы государ­ственного управления. Преследуя цель укрепить административный аппарат и облегчить надзор за населением, императ­рица увеличила количество губерний до 50. Во главе их стояли губернаторы, подчинен­ные непосредственно монархине. В губер­ниях возникли новые органы местного управления, сформированные главным образом из дворян, что содействовало усилению роли дворянства в государстве. Параллельно проводились меры для созда­ния третьего сословия: частная собствен­ность и свобода предпринимательства переходили под охрану закона. Одновре­менно с основанием губерний был создан сословный суд. Для дворян, горожан и свободных крестьян вводились отдельные судебные учреждения, однако крепостные остались под судебной властью собственника-помещика.

Загрузка...

В 1785 г. Екатерина II подписала еще два важных документа — Жало­ванные грамоты дворянству и городам. Первая из них обеспечивала рос­сийскому дворянству свободу решать — нести или не нести государствен­ную службу, освобождала его от личных налогов и телесных наказаний, предоставляла право заниматься торговлей и предпринимательством и присваивала название «благородное». Вторая грамота определяла права и обязанности городского населения и фактически провозгласила нали­чие в России третьего сословия — горожан. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Фридрих Дюрфельд. Московский Кремль. Гравюра. XVIII в.

Екатерина II задумала ввести в стране общее образование и воспитать «новую породу людей». В Петербурге была создана Учительская се­минария, где впервые в России стали готовить учителей. Вскоре по приказу Екатерины II в городах открылись общеобразовательные и доступные для всех школы — народные училища.

В этих училищах уроки начинались зимой в 8, а летом в 7 утра и про­должались до 11 часов. Затем делали перерыв, а с 14 до 16 опять учились. Прежде учитель занимался с каждым учеником отдельно, из-за чего в поме­щении стоял непрерывный шум. Теперь он работал со всем классом. Преподавание велось на родном языке — такого еще не было. В классной комнате появилась доска, на которой писали мелом; в начале урока делали перекличку. Кто хотел отвечать или что-то спросить — поднимал левую руку. Из того времени пришли к нам классный журнал, экзамены, каникулы.

Екатерина II не успела осуществить все свои проекты, однако ее правление считается судьбоносным для истории разных народов, в том числе — украинского. Она реализовала немало из задуманного, избежав при этом серьезных потрясений в обществе.

Время абсолютных монархий в Европе уходило. Спасти их с помощью прогрессивных умеренных преобразований не удалось. Реформы не смог­ли приспособить старый государственный строй к потребностям новой буржуазной эпохи.

Вопросы по этому материалу:
  • По каким причинам период от смерти Петра I до воцарения Екатерины II называют «эпохой дворцовых переворотов»?

  • Какие меры Екатерины II дают основания считать, что она проводила политику просвещенного абсолютизма?

  • Каким образом императрица Екатерина II хотела воспитать «новую породу людей»?

  • Когда было отменено гетманство в Украине?

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Просвещённый абсолютизм -