В течение XVI-ХVIII вв. в Англии вследствие огораживаний практически исчезли крестьяне-землевладельцы и почти вся земля оказалась в руках лендлордов.
Загрузка...
Раздел:

Западная Европа в 18 веке

Начало промышленного переворота в Англии

В течение XVI-ХVIII вв. в Англии вследствие огораживаний практически исчезли крестьяне-землевладельцы и почти вся земля оказалась в руках лендлордов. Они отдавали ее в долгосрочную аренду ферме­рам и предпринимателям. Те использовали труд наемных рабочих — вчерашних крестьян, лишен­ных земли и согласных наниматься на работу за любую плату. Так в Англии был осуществлен аграрный переворот.

Он подготовил почву для промышленного переворота - изобретения и широкого внедрения в производство машин, способных заменить руч­ной труд. При этом мануфактуры уступали место фабрикам с почти полностью механизированным трудом. Начался промышленный переворот в ста­рейшей отрасли английской промышленности — текстильном производстве.

Еще с XVII в. серьезным конкурентом англий­ских тканей стали красивые и дешевые индийские ситцы. Со временем англичане поняли, что выдер­жать конкуренцию им удастся, только увеличив выпуск собственных тканей и сделав их дешевле. Первым шагом на пути к этой цели стало изобре­тение подвижного челнока. Он приводился в движение пружиной, двигался вдвое быстрее и позво­лял заметно ускорить производство. Теперь тка­чам нужно было больше пряжи, то есть возникла потребность в создании более мощной прядильной машины. В 1765 г. плотник и ткач Джеймс Хар­гривс изготовил механическую прялку «Дженни» (мастер назвал ее так в честь своей дочери), с помощью которой один работник мог приводить в движение 18-20 веретен. Бывший парикмахер и ловкий делец Ричард Аркрайт присвоил чужое изобретение и умело его использовал — приспосо­бил к «Дженни» водяное колесо. Более того, в 1771 г. предприимчивый Аркрайт построил специальное здание для своих машин — первую в Англии фаб­рику. Через несколько лет на ней уже работали сотни рабочих и машин. Вскоре по всей Северной Англии, где множество бурных горных рек обеспе­чивало бесперебойное движение водяных колес, возвышались 4-5-этажные кирпичные фабрики.

Изобретения следовали одно за другим также в других отраслях промышленности. Колоссальные последствия для развития фабричного производ­ства имело появление парового двигателя, кото­рый, в отличие от водяного, можно было исполь­зовать, где угодно. Создал его шотландец Джеймс Уатт. Паровая машина работала на угле, и это дало толчок усиленному развитию угольной про­мышленности. Внедрение парового двигателя при­вело к широкому распространению фабрик.

Загрузка...
Прядильная машина Р. Аркрайта. Модель

Металлургия тоже перешла на использование каменного угля. Выплавлять железо, как прежде, на древесном угле становилось все сложнее, потому что большие лесные массивы были уже уничтожены. Недостаток топлива тормо­зил развитие металлургии и вынуждал Англию ввозить металл из-за границы. Теперь ситуация полностью изменилась: Англия стала производить много каче­ственного металла, и сама продавала его в другие страны. А главное — увеличение выплавки металла позволило расширить выпуск машин. Дальнейшие технические изобретения способствовали не только росту производства металлов, но и позво­лили сделать их дешевле. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Промышленный переворот и изменения в сфере производства требовали усовер­шенствования транспорта и путей сообще­ния. Англия долго страдала из-за ужас­ных дорог. Тем временем огромные массы угля, железа, хлопка и друго­го сырья нужно было доставлять от шахт и портов на фабрики. Готовая продукция также ожидала отправки на дальние рынки. Перевозку сле­довало сделать надежной и более дешевой. Решить эту проблему взялся Джон Меткар — «Слепой Джек». Шестилетним мальчиком он заболел оспой и потерял зрение, но, став взрослым, научился отлично ориенти­роваться и находить самые лучшие направления для прокладывания дорог. Именно Меткар первым сделал выпуклую дорогу и проложил вдоль нее канавы для стока воды. Такие дороги служили круглый год.

Далеко не все они могли долго выдерживать постоянную транспорти­ровку тяжелых грузов. К тому же перевозка по суше стоила достаточно дорого. Выход нашли в прокладывании каналов. Вскоре они густой сетью покрыли всю страну. Каналы позволяли легко и дешево перевозить большие массы угля, металлов и других громоздких товаров.

Вопросы по этому материалу:
  • Когда начался промышленный переворот в Англии?

  • Какими были последствия аграрного переворота?

  • Почему считается, что аграрный переворот подготовил почву для промышленного переворота?

  • Назовите основные изобретения начального периода промышленного переворота.

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Последствия и итоги промышленного переворота Промышленный переворот -