Совокупность нервных процессов, возникающих при действии на органы чувств конкретных раздражителей окружающей среды (свет, звук, запах, вкус, прикосно
Загрузка...
Тема:

Речь‎

Происхождение второй сигнальной системы и речи

Совокупность нервных процессов, возникающих при действии на органы чувств конкретных раздражителей окружаю­щей среды (свет, звук, запах, вкус, прикосновение и т. п.), составляют содержание первой сигнальной систе­мы, функционирующей и у животных, и у человека.

Чувственное восприятие окружающей среды создало у животных каждого вида определённые системы общения, или коммуникации (с латин. де­лаю общим, соединяю) (рис. 214). Например, павиа­ны гамадрилы используют больше десятка разных звуков, которые предопределяют у этих животных соответствующие инстинктивные и условно-рефлекторные реакции. Каждый звуковой сигнал имеет соответствующее содержание («опасность», «здесь еда») и вызывает конкретную реакцию.

Рис. 214. Каждый вид животных имеет свою систему общения

По-видимому, подобные звуковые сигналы сотни тысяч лет назад стали ос­новой для формирования речи. Снача­ла, когда мышление первобытных людей напоминало условно-рефлектор­ное поведение животных, когда они не осознавали ни отдельных предметов, ни явлений, ни даже своих действий, прос­тые звуковые сигналы служили им лишь регуляторами определённого по­ведения. Где больше всего были нужны эти сигналы? Обычно, на охоте. Чтобы поймать и убить большого зверя, необ­ходимы были согласованные действия всех участников охоты. Позже, с ростом потребностей, первобытный человек начал производить орудия труда и у него возникла потребность поделиться своими умениями н опытом (рис. 215).

Загрузка...
Рис. 215. Потребность в общении возникла в результате общих трудо­вых действий: а) охота; б) передача опыта; в) изготов­ление орудий труда

Звуковые сигналы становились сложнее, постепенно увеличивалось их количество, интонации стали многообразными. Один звук можно было четко отличить от другого. Он стал отображать конкретный предмет, явление, дей­ствие. Этот звук постепенно оформился в слово, а слово, за которым стояло определенное понятие (мамонт, дождь, опасность, пещера, ребёнок), стало условным раздражителем.

По И. Павлову, слово является одним из самых сильных раздражителей для человека, «сигналом сигналов». Слово является и раздражителем, и осно­вой второй сигнальной системы, которая определяет психику человека, его мышление, сознание. Слово является основой речи. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Как и психика, речь человека может развиваться только при условии вос­питания ребёнка в человеческом обществе.

Для становления речи обязательными являются учёба и труд. Слово при­обретает понятийное значение только тогда, когда человек осознаёт, что оно отвечает не одному конкретному предмету или явлению. Чем активнее человек учится или работает, тем выше у него потребность в познании и обще­нии, осознании и понимании предметов и явлений окружающей среды, тем больше у него словарный запас.

Для речевой функции обязательным является здоровый неповреждённый головной мозг, а для устной речи — ещё и неповреждённый голосовой аппа­рат и орган слуха.

На этой странице материал по темам:
  • Сообшение о речи биологии

Вопросы по этому материалу:
  • Почему слово стало условным раздражителем большой силы?

  • Как развивается речь у детей?

  • Докажите, что речь является регулятором поведения человека и общественной жизни. Приведите примеры.

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Поведение человека Формирование, виды, аппараты и центры речи