Во все эпохи основным показателем технического развития общества были те виды энергии и двигатели, которые использовались для приведения в движение ме
Загрузка...

Во все эпохи основным показателем технического развития общества были те виды энергии и двигатели, которые исполь­зовались для приведения в движение механизмов. На пороге Нового времени главными источниками энергии оставалась физическая сила людей и животных, а также вода и ветер. Человеческие руки приводили в действие станки, гончарные круги, подъемные сооружения, рычаги. С помощью лошадей, волов, мулов и ослов перевозили грузы, обрабаты­вали землю, запускали насосы, крутили коловороты.

Распространенным и привычным двигателем было водяное мельничное колесо. В XV-XVI вв. его усовершенство­вали: горизонтальное колесо оснастили лопастями, а вертикальное — почти вдвое увеличили в диаметре (иногда до 10 метров), что значительно повысило их мощность. В бедных реками местно­стях использовали ветряные мельницы.

Голландские изобретатели придумали специальное приспособление, которое позволяло, вращая верхнюю движущу­юся часть ветряной мельницы, изменять наклон крыльев и ловить ветер в любом направлении. С тех пор использование мельницы заметно расширилось.

Подъемная машина. XVI ст.
X. Хессе. Добыча серебра в руднике. 1521 г.

Важным источником энергии явля­лось тепло, получаемое в основном от сжигания древесного угля. С развитием производства спрос на него постоянно рос, что вело к увеличению вырубки и даже к полному уничтожению лесов.

Возник дефицит древесины, а с ним появилась и проблема нехватки топлива. Во второй половине XVI в. выход нашли англичане, начавшие широко использовать каменный уголь. Он давал более высокую, по сравнению с древесиной и торфом, температуру горения, но при сжигании выделял зловоние и копоть.

Англичане научились в специальных печах выжигать из угля при­меси и превращать его в кокс. Последний широко использовался в отраслях с высокими температурами — в соле- и мыловарении, при изго­товлении черепицы и стекла. Это способствовало улучшению качества продукции и расширению производства, однако полностью кокс вытес­нил древесину лишь в XVIII в.

Раннее Новое время не отмечено значительными техническими открытиями. Происходило более масштабное использование крупных изобретений предыдущих эпох и усовершенствование имеющихся меха­низмов. Так, например, в массовое обращение вошел более крепкий металлический винт — важный элемент каждого механизма, передаю­щего энергию. Это способствовало улучшению организации производ­ства, в первую очередь в горнорудном деле. Шахты углубились до 300­-800 метров, воду из них откачивали насосами и помпами, приводивши­мися в движение уже не ручным трудом, а мощным водяным колесом. Руду поднимали наверх на ленточном транспортере с помощью коло­ворота. Для его обслуживания хватало двух человек, в то время как раньше руду выносили несколько сотен работников. Чтобы облегчить работу лошадям, нагруженные рудой вагонетки поставили сначала на деревянные, а затем и на металлические рельсы.

Загрузка...

В XV в. была усовершенствована доменная печь, в которой осуществ­лялась выплавка металла. Усилился приток в печь кислорода, темпера­тура в ней поднялась настолько, что металл переходил в состояние жид­кости — чугун. Его разливали в формы, давали остыть и затвердеть, а затем переплавляли в железо или сталь высокого качества. Так произо­шел переход к современной перерабатывающей, или доменной, метал­лургии.

Львиная доля металлов шла на нужды оружейного дела.

Всю Европу охватывала речная сеть. Искусственные каналы соеди­няли реки и обеспечивали выход к морским портам. Скромнее были успехи наземного транспорта. Дороги оставались преимущественно грунтовыми и в ненастье становились в основном непроезжими. Товары по старинке везли на телегах и санях, хотя появилась и новинка — более подвижные тележки. Перевозка грузов, особенно на дальние расстоя­ния, стоила дорого, потому с XVI в. на главных торговых путях ее при­брали к рукам объединения извозчиков, владельцев лошадей. Стало больше почтовых станций, где меняли коней, давали ночлег и еду. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Исаак ван Шваненбург. Пряхи. XVI в.

Технические усовершенствования лучше всего приживались в новых отраслях — изготовлении зеркал, бумаги, книгопечатании, где не суще­ствовало давних цеховых традиций и суровых ограничений ремесленных уставов. Иногда нововведения проникали и в старинные отрасли: с XVI в. вошла в употребление колесная прялка с педалью, облегчившая и ускорившая труд ткача, а также станок для изготовления узорчатых тканей — гобеленов. Однако ремесленники боялись конкуренции и разорения и поэтому противились всему новому. Цеха внимательно следили не толь­ко за тем, чтобы отдельные мастера не ставили дополнительные станки и не превышали нормы изготовления продукции, но и за тем, чтобы они не применяли технические изобретения.

Не удивительно, что множество изобретений так и остались лишь на бумаге. Нередко талантливые проекты воплощались в жизнь через 200-300 лет после их создания. Сохранение цехового устройства с его сопротивлением техническим нововведениям тормозило дальнейшее развитие производства.

Вопросы по этому материалу:
  • Каким образом совершенствовались технические изобретения предыдущих эпох?

  • Каким было положение в аграрном секторе в XVI-XVII вв.?

  • Что подталкивало ремесленные цехи к сопротивлению техниче­ским нововведениям?

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Оружие в 15-16-17 веках Социально-экономическое развитие стран Западной Европы в XVI-XVII веках -