Создание единого государства и усложнение системы управления усилили потребность в грамотных людях. В 1564 г. произошло важное событие - основан
Загрузка...
Раздел:

Россия в 16-17 веках

Культура России в 16-17 веках

Создание единого государства и усложне­ние системы управления усилили потребность в грамотных людях. В 1564 г. произошло важное событие — основание книгопечатания. Бывший диакон одной из кремлевских церквей Иван Федоров издал в Москве первую печатную книгу Апостол. Позднее, переехав во Львов, Федоров напечатал там «Букварь». Печатная книга создавала почву для развития образования. В XVII в. бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент. В Москве работали две мастерские по изготовле­нию бумаги, но они не обеспечивали потребностей книгопечатания, поэтому бумагу привозили из Франции и Голландии.

В XVI в. была проведена кропотливая работа по сбору и составлению единых летописных сводов. Так возникли огромные Никоновская и Воскресенская летописи, украшенные множеством иллюстраций. Насто­ящим событием в распространении знаний стало издание первого печат­ного исторического труда — «Синопсиса» (с греч. — обзор, описание). Написанный под руководством киевского ученого, монаха Иннокентия Гизеля, «Синопсис» включал историю Руси с древнейших времен. Еще в XVIII в. он оставался единственным печатным пособием для изучения истории.

Апостол, напечатанный И. Федоровым и П. Мстиславцем. Москва. 1563-1564 гг.

Полезным изданием считалась «Торговая книга». Она содержала раз­ные сообщения о странах, с которыми московские купцы вели торгов­лю. С XVII в. для царя и его окружения в Посольском приказе состав­лялись «Куранты» — что-то наподобие рукописной газеты с новостями о событиях за границей.

В XVII в. в Москве проживало немало выходцев с украинских и бело­русских земель. Они принесли с собой западную просвещенность и открыли в Москве несколько частных школ. Их деятельность подгото­вила основание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками братьями Лихудами. Это было первое высшее учебное заведе­ние в Московском государстве, откры­тое для людей «всякого чина, сана и возраста».

Постепенное освобождение литера­туры от церковного влияния сказалось на популярности сатирических произ­ведений. В повестях о «Шемякином суде» и «Ерше Ершовиче» высмеива­лись несправедливый суд и продажные судьи. Выходец с белорусских земель Симеон Полоцкий, выпускник Киево-Могилянской и Виленской академий, положил начало стихосложению.

Загрузка...
Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г.
Храм Василия Блаженного. XVI в.

Значительные изменения произош­ли в архитектурном искусстве, при­званном прославлять силу и величие государства. В селе Коломенском была выстроена шатровая церковь Вознесения — подлинный шедевр зодчества. Венцом архитектуры XVI в. стал знаменитый Покровский собор — храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воз­веденный в честь взятия Казани.

Тяга к праздничной торжественности нашла отражение в перестрой­ке башен Московского Кремля, увенчанных в XVII в. каменной резьбой. Непревзойденные сооружения создавались в деревянном зодчестве. Дивной красоты дворец в подмосковном царском селе Коломенском состоял из 270 комнат с 3000 окон. За его резное обрамление, выполнен­ное белорусскими мастерами, современники называли дворец «восьмым чудом света». Материал с сайта http://worldofschool.ru

Симон Ушаков. Архангел Михаил. Икона. 1676 г.

Живопись развивалась в традициях иконописания. Лучшие худож­ники Московского царства работали в Оружейной палате Кремля, свое­образном художественном центре страны. Наиболее значительным художником XVII в. считается Симон Ушаков — мастер изображения человеческого лица, основатель целой художественной школы.

По всей Московии бродили скоморохи и кукольники с любимцем зрителей — Петрушкой. Власти называли такие представления «са­танинскими играми» и запрещали их. Но сделать ничего не могли: каждое появление бродячих артистов привлекало народ. Менее значи­тельными, по сравнению с предыдущими веками, были изменения в быту. Новые явления проникали только в дворянскую верхушку, в ее жилищах появились европейские предметы роскоши и комфорта.

Вопросы по этому материалу:
  • Как развивалась культура Московской державы в XVI- XVII вв.?

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Приход к власти Петра I Московское царство в 16-17 веках Освободительная война Хмельницкого