В конце XV - в первой трети XVI вв. наблюдался невиданный взлет литературы, живописи, архитектуры, благодаря чему этот период получил название В
Загрузка...
Раздел:

Европейское возрождение

Искусство Высокого Возрождения

В конце XV — в первой трети XVI вв. наблюдался невиданный взлет литературы, живописи, архи­тектуры, благодаря чему этот период получил название Высокого Воз­рождения. Он дал миру новый тип творческого человека — личность, одаренную многочисленными талантами, сильную духом, оригинально­го мыслителя и творца. Потомки не случайно сравнивали этих людей с древнегреческими титанами, не побоявшимися вступить в соперниче­ство с самими олимпийскими богами.

В истории человечества нелегко оты­скать еще одну настолько гениальную личность, как Леонардо да Винчи (1452­1519). Леонардо обладал хорошим ха­рактером, был удивительно красивым и сильным — мог голыми руками сгибать подковы и превосходил всех в фехтова­нии и плавании. Его интересы не знали пределов. Он оставил 14 томов рукопи­сей, на страницах которых сохранились рисунки множества изобретений: проекты подводной лодки, вертолета, парашюта, разводных мостов, пулемета, танка, пла­вильных печей, автоматического ткацко­го станка и другие. Все они значительно опередили свое время.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1515 г.
Леонардо да Винчи. Чертежи летательного аппарата

Леонардо родился в небольшом городке Винчи неподалеку от Флоренции. Заметив явную способность мальчика к рисованию, отец отдал его учиться к флорентийскому художнику Андреа Верроккьо. Спустя шесть лет учи­тель поручил Леонардо написать на своей картине ангела. Рассказывали, что, увидев фигуру, изображенную Леонардо, учитель понял, что ученик превзошел его, и с того времени не брал кисть в руки.

Леонардо не получил университетского образования, однако это не помешало ему стать подлинным образцом всесторонне развитого челове­ка. Он увлекался математикой, физикой, анатомией и ботаникой, был конструктором, поэтом, музыкантом и мыслителем, а свои энциклопе­дические знания получил благодаря неудержимой любознательности и огромному трудолюбию. Первоочередное значение Леонардо придавал опыту, считая его главным источником знаний о человеке и мире.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497 гг.

Главным из всех занятий для Леонардо всегда оставалась живопись. Одно из наилучших произведений художника — фреска «Тайная вечеря», написанная на библейский сюжет в одном из миланских монастырей. Хри­стос прощается со своими учениками, он знает о предательстве Иуды и о своих будущих муках. Изображен драмати­ческий момент трапезы, когда Христос произнес роковые слова: «Один из вас предаст меня». Они вызывают у апосто­лов бурные чувства — отчаяние, испуг, удивление, гнев. Некоторые возмущенно вскакивают с места. Чтобы не создавать впечатления толчеи, художник объеди­нил персонажи в четыре группы по три фигуры в каждой и разместил их слева и справа от Христа. Леонардо отказался от традиционного изображения Иуды с про­тивоположной стороны стола, но преда­теля легко узнать: он откинулся назад, судорожно сжимая в руке кошель с пла­той за предательство.

Леонардо создал ряд замечательных портретов, наиболее прославлен­ными из которых являются изображения Чичилии Галерани («Дама с горностаем») и Моны Лизы («Джоконда»). На этих картинах художник умело передал сияние глаз, загадочную улыбку и характер своих пер­сонажей.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1485-1490 гг.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза («Джоконда»). 1503-1506 гг.

Выдающимся представителем Высокого Возрождения был Микелан­джело Буонарроти (1475-1564) — автор непревзойденных произведений скульптуры, живописи, архитектуры и поэзии. Учась во Флоренции при дворе Лоренцо Медичи, он открыл для себя красоту античного искусства и получил возможность общаться с известными гуманистами. В двадца­тилетием возрасте Микеланджело посетил Рим и создал там одну из своих самых знаменитых скульптур — «Пьету» («Оплакивание Христа»).

Скульптура вызывала восторг у римлян, но никто из них не знал Микеланджело. Знатоки спорили, кто же автор этого прекрасного про­изведения, и называли имена известнейших римских скульпторов. Тогда Микеланджело ночью пришел в церковь, где была выставлена «Пьета», и высек на ней гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец, выполнил».

Микеланджело Буонарроти. Пьета. Кон. XV в.
Микеланджело Буонарроти. Саркофаг Джулиано Медичи. XVI в.

Так к Микеланджело пришла слава. Вернувшись во Флоренцию, он сделал колоссальную (5,5 м высотой) мраморную статую Давида — моло­дого пастуха, который, по библейской легенде, победил великана Голи­афа. Ранее скульпторы воспринимали победу юного Давида над грубой силой как результат божественной помощи и поэтому изображали его небольшим и слабым. Микеланджело создал совсем иного Давида — сильного атлета, чья победа является его собственной заслугой. У Мике­ланджело Давид воплощает безграничное могущество человека.

Загрузка...
Микеланджело Буонарроти. Давид. Нач. XVI в.
Микеланджело Буонарроти. Моисей. 1513-1515 гг.

Микеланджело считал себя только скульптором, но это не помешало ему, подлинному титану Возрождения, быть великим художником и архитектором. Его главная живописная работа — роспись плафона (потолка) Сикстинской капеллы в Риме. Здесь ярко проявился характер художественного дара Микеланджело: его привлекали не тихие и спо­койные сюжеты, а бунтующие и героические образы.

За четыре года Микеланджело один расписал потолок площадью около 600 квадратных метров! В 300 фигурах он изобразил историю человечества — от первых дней Творения до Всемирного потопа. Микеланджело работал без помощников, в очень сложных условиях: при плохом освещении, лежа на спине на специально изготовленном помосте. Это был настоящий подвиг. Роспись заказал Папа Юлий II, который постоянно хотел все видеть и очень мешал художнику работать. Наконец, во время очередного визита надоедливого Папы, разгневанный Микеланджело сбросил на него доски из своего помоста. С тех пор художник обрел покой.

Подлинными шедеврами стали возведенные Микеланджело гробни­цы Папы Юлия II в Риме и семейства Медичи в Флоренции. Гений великого художника воплотился в соборе Святого Петра в Риме. Он завершил это строение, начатое другим архитектором, и увенчал его грандиозным куполом, изнутри кажущимся легким и пронизанным светом. Купол Микеланджело возвышается над Вечным городом как достойный памятник его творцу. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Рафаэль Санти. Дама в покрывале. Ок. 1513 г.
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. 1515-1519 гг.

XVI в. Из воспоминаний друга Микеланджело, Антонио Кандиви. Расписывая Сикстинскую капеллу, Микеланджело настолько приучил свои глаза смотреть вверх на своды, что потом, когда работа была закончена и он начал держать голову прямо, почти ничего не видел, и когда ему приходилось читать пись­ма и бумаги, он должен был держать их высоко над головой. Понемногу он опять начал привыкать читать, глядя прямо перед собой или вниз. Это обстоятельство показывает, с какой... старательностью Микеланджело работал.

Светлым гением Возрождения называ­ют Рафаэля Санти (1483-1520). Его твор­чество — это образец возвышенной красо­ты, совершенства и гармонии. Сын худож­ника из города Урбино, Рафаэль с детства жил в атмосфере живописи. Внешняя красота, доброта и нежность характера сочетались в нем с огромным трудолю­бием.

Любимым образом мастера была Мадонна — воплощение материнской пре­данности и любви. Вершиной творчества стала «Сикстинская Мадонна» — изобра­жение прекрасной молодой женщины с младенцем на руках. Исполненная скор­би Мария предчувствует трагическую судьбу своего ребенка и все же несет людям сына как искупительную жертву.

Рафаэль Санти. Афинская школа. Фрагмент. 1509-1511 гг.

Талант Рафаэля проявился рано, и Папа пригласил его расписать парадные залы (станцы) Ватиканского дворца. Одна из фресок этой серии, на которой изображены древнегреческие философы и ученые, получила название «Афинская школа». Некоторым из персонажей Рафаэль придал черты своих знаменитых современников: величественный Платон — это Леонардо, глубоко задумавшийся Гераклит — Микеланджело, а один из учеников — сам Рафаэль.

Рафаэль прожил всего тридцать семь лет, но успел сделать так много и оставил такие непревзойденные шедевры, что его самого называют Божественным, а период, когда он жил и работал, — эпохой Рафаэля.

Вопросы по этому материалу:
  • Назовите выдающихся художников Возрождения.

  • Что позволяет называть творцов эпохи Высокого Возрождения титанами?

  • Какие новые черты воплотили в себе герои картин художников эпохи Возрождения?

  • Чем объясняется особенная популярность портретной живописи?

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Северное Возрождение Эпоха Возрождения Великие гуманисты Европы