Когда мы говорим о Северном Возрождении, то имеем в виду искусство стран Северной Европы, сложившееся под влиянием Италии. В нем дольше сохранялись ср
Загрузка...
Раздел:

Европейское возрождение

Северное Возрождение

Когда мы говорим о Северном Возрожде­нии, то имеем в виду искусство стран Северной Европы, сложившееся под влиянием Италии. В нем дольше сохранялись средневековые тради­ции: здесь человек — не центр Вселенной, как в Италии, а лишь ее часть, такое же творение Бога, как и окру­жающая среда. Поэтому предметом вни­мания североевропейских художников стали небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам чело­век, его жилище и результаты его труда.

Самым ярким представителем искус­ства Германии был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Он родился в семье ювелира и обучался отцовскому ремеслу, пока тяга к живописи не заставила юношу нарушить семейную традицию. Дюрер стал признан­ным мастером печатной гравюры — оттис­ка с рисунка, нанесенного на деревянную или медную доску и размноженного с помощью печатного пресса. Славу принесли ему картины, посвященные религиозным сюжетам, а также портреты современни­ков. Разносторонне одаренный человек,

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в образе Христа. 1500 г.

Дюрер сочинял стихи и написал несколько книг о секретах живописного мастерства. Он был убежден в высоком предназначении своего искус­ства, осознавал себя «князем живописцев», как его называли на родине. Доказательством тому служат его автопортреты — изображения человека, уверенного в своем таланте.

XVI в. Эразм Роттердамский о творчестве Альбрехта Дюрера. Чего только не может он выразить в одном цвете? Тень, свет, блеск, высту­пы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед нами не одной лишь своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только не изображает он — огонь, лучи, гром, зарницы, молнию, завесу тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, которая про­является в движениях его тела, едва не сам голос. Все это он с таким мастерством передает самыми точными штрихами, и притом только черными, ты оскорбил бы произведение, если бы захотел внести в него краски.

Дух тревожного, противоречивого XVI в. изобразил один из необычнейших художников — нидерландец Иероним Босх (1450-1516). Его картины, наполненные фантастическими фигурами, невиданными растениями, удивительными животными, напоминают ребус, который необходимо разгадать, чтобы проникнуть в скрытый смысл произведе­ния. Нередко выбор сюжета для картины Босха подсказывали старинные народные пословицы. Все произведения Босха исполнены тревоги за человечество, погрязшее в грехах. Одновременно в нидерландском искусстве развивалась и совсем иная живописная манера — натуралис­тическая. Ее представители сохранили верность натуре, то есть точно передавали портретное сходство, детали быта и одежды.

Загрузка...

Признанным мастером портрета был Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), деятельность которого осуществлялась в основном за преде­лами Германии — в Швейцарии и Англии. Некоторое время он был придворным живописцем английского короля Генриха VIII. Живя в Лон­доне, Гольбейн создал целую галерею портретных шедевров, в том числе — портретов гуманистов, с которыми дружил, — Эразма Роттердамского, Томаса Мора и других. Художнику удалось точно передать своеобразие характера своих персонажей, как правило, личностей незаурядных.

Популярностью пользовались картины со сценами из жизни простолю­динов, а также пейзажи. Эти новые темы нашли отображение в творче­стве Питера Брейгеля Старшего (1525-1569), прозванного Мужицким за доскональное знание народных обрядов, обычаев, пословиц. Они состав­ляли сюжетную основу его картин, героями которых были обычные нидерландцы в череде праздников и будней. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Иероним Босх. Воз сена. 1500-1502 гг.
Питер Брейгель Старший. Нидерландские пословицы. 1559 г.

Для Брейгеля человек — неотъемлемая часть природы. Его охотники, пахари, жнецы неразрывно соединены с пейзажем — приветливой зем­лей Нидерландов, народ которых лучше других осваивал окружающую среду, не причиняя ей вреда. Художник не идеализирует своих кре­стьян. Наоборот — они неловкие, а порой даже уродливые, не знают возвышенных чувств, но очень ценят простые вещи: чистое уютное жилище, теплый очаг, постную, но вкусную еду. Брейгель был наделен особым даром — изображать обычные вещи как настоящее чудо.

Одна из картин Брейгеля имеет название «Нидерландские пословицы». Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора. На полотне представлены сюжеты 119 народных пословиц, басен, поговорок. Персонажи Брейгеля пытаются сесть между двух стульев, бьются голо­вой о стену, накрывают блинами крышу, бросают деньги на ветер и совершают другие бессмыслицы. Все они нелепо и напрасно тратят силы и средства. Художник изобразил глупость как повседневную привычку. Кажется, целый мир перевернулся вверх ногами.

Вопросы по этому материалу:
  • Чем отличалось Северное Возрождение от итальянского? В каких странах оно расцвело ярче всего?

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Эпоха барокко Эпоха Возрождения Искусство Высокого Возрождения