Конец XIX - начало ХХ в. - время важных перемен в мировой экономике. Страны Запада динамично развивались. Лидерами в промышленном развитии, в о
Загрузка...
Раздел:

Начало XX века

Новые тенденции экономического развития Запада в конце XIX — начале ХХ вв. Монополии

Конец XIX — начало ХХ в. — время важных перемен в мировой экономике. Страны Запада динамично развивались. Лидерами в промышленном развитии, в отличие от XIX в. — периода господства Великобрита­нии, стали Германия и США.

Завершился длительный этап развития «классического» капита­лизма, когда главную роль играли принадлежавшие отдельным капиталистам мелкие и средние фирмы, конкурировавшие друг с другом. Им на смену пришли крупные компании, которые конт­ролировали производство в целых отраслях. Такие компании, возникавшие, как правило, в результате объединения промышленни­ков и банкиров, получили название монополий. Они устанавливали цены на продукцию, определяли уровень производства и заработной платы наёмных рабочих. Сила монополий была такова, что они мог­ли оказывать влияние на государственные решения, подчиняя госу­дарственную власть своим интересам. Монополистические объ­единения перешагивали национальные границы, деля мир на сферы влияния. Первыми транснациональными корпорациями, созданны­ми в начале ХХ в., были американская «Дженерал электрик» и не­мецкая АЭГ. Возникновение международных монополий привело к обострению противоречий между ними, борьбе за передел миро­вого рынка. В новых экономических условиях возросло значение колоний, ставших важнейшими источниками сырья и рабочей силы, а также рынками сбыта для транснациональных компаний.

Открытый угольный карьер. 1906 г.

Возникновение корпораций, занимавших монопольное поло­жение в важнейших отраслях, негативно отразилось на развитии экономики. Под угрозой оказалась основа свободного рынка — кон­куренция. Возникла необходимость защиты свободного предприни­мательства со стороны государства. Правительства западных стран были вынуждены обеспечить доступ частных лиц в любые отрасли хозяйственной деятельности. Борьбе с монополиями было посвя­щено антитрестовское законодательство, принятое в США в конце XIX — начале ХХ в. Согласно ему, вне закона оказались объеди­нения предпринимателей, если они ограничивали торговлю между штатами или с другими государствами. Запрещалась дискримина­ция в ценах, слияние компаний и другие формы объединения, ве­дущие к «существенному ослаблению конкуренции». В результате применения антитрестовского законодательства были разделены две могущественные монополии — «Стандард ойл», контролиро­вавшая 90% мощности нефтеперегонных заводов, и «Америкэн тобэкко», на долю которой приходилось 3/4 рынка табачных из­делий.

Загрузка...

Однако борьба с монополиями не всегда была успешной и по­следовательной. Антитрестовское законодательство в США и ана­логичные акты в других западных странах стали примером вме­шательства государства в экономику. Оно отошло от позиции сто­роннего наблюдателя и с начала ХХ в. активно участвовало в экономических процессах в качестве собственника, заказчика и регулятора. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Военный корабль проходит Панамский канал. 1915 г.

Характерной особенностью экономики индустриальных стран оставался циклический характер развития. Причиной периодически возникавших в XIX — начале ХХ в. кризисов стало перепроизводст­во товаров, не находивших достаточного спроса. Это приводило к банкротству предпринимателей, безработице и соответственно сни­жению уровня жизни людей. Особенно мощным был кризис 1900—1903 гг., давший толчок процессу концентрации производства и капитала, возникновению монополий. В то же время кризисы спо­собствовали развитию передовых сфер производства и финансовых структур.

Быстрое развитие науки привело к новому этапу промышленной революции, который характеризовался переходом от каменного угля и пара к электричеству и жидкому топливу. Революционные изменения произошли в транспортной системе и коммуникациях: в жизнь вошли телефон, радио, автомобиль, метрополитен, трамвай, бурно развивалось железнодорожное строительство, первые шаги делала авиация, прокладывались автомобильные дороги. Суэцкий канал, строительство которого завершилось в 1869 г., и Панамский канал, пропустивший первое судно в 1914 г., значительно ускорили и упростили морское сообщение между континентами. Строитель­ство этих каналов, потребовавшее огромных усилий и средств, осу­ществлялось Францией и США. Запад получил в свои руки не толь­ко новые морские пути, но и установил контроль над теми регио­нами, где они пролегали.

На этой странице материал по темам:
  • Циклы экономического развития стран запада в конце xix середине xx вв кратко

  • Тенденции развития сша в конце xix кратко

  • Тенденции экономического развития страни запада в конце 19 начале 20 века

  • Развитие монополий в странах запада

  • Развитие стран запада в конце 19 начале 20 века кратко

Вопросы по этому материалу:
  • Какие черты характерны для социально-экономического развития стран Запада в начале ХХ в.?

  • Чем можно объяснить господствующее положение западных держав в начале ХХ столетия.

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru